История БП


История возникновения бережливого производства

Основателем бережливого производства считается Тайити Оно. Интегрируя лучший мировой опыт, в середине 1950-х годов он внедрил на Toyota Motor Corporation систему (Toyota Production System, TPS), которая в западной интерпретации известна как Lean production, Lean manufacturing, Lean.

В переводе с английского «Lean» означает «постный, без жира, стройный». Т.е. бережливое производство можно назвать производством «без жирка», «стройным производством» или просто «Лин».


Основная идея концепции бережливого производства - создание рыночной производственной системы, деятельность которой направлена на удовлетворение потребности заказчика и максимальное сокращение всех видов затрат (потерь). Это особенно актуально для крупных производств, которые организованы по принципу работы « большими партиями». Именно в этом случае возникают потери, то есть то, что не создает ценности для потребителя (заказчика).



Бережливое производство выделяет 7 видов скрытых потерь, которые необходимо устранять:


Перепроизводство - производство с опережением, т.е. производится больше, чем «вытягивает» заказчик (не обращая внимания на скорость, с которой может работать следующая линия или процесс). Это самый худший вид скрытых потерь, поскольку перепроизводство приводит к другим потерям (дополнительные затраты на изготовление, хранение и транспортировку больших заделов и т.д.).
Исключаются путем:

  • изучения потребности заказчика;
  • выравнивания производства – выпуск продукции небольшими партиями в смешанной последовательности;
  • применения быстрой переналадки.
Избыточные запасы – хранение сырья или полуфабрикатов в больших объемах, чем это действительно необходимо для точно спланированной работы производственной системы.
Исключаются путем:
  • планирования производством
  • применения «вытягивающей» системы.
Ожидание – простои во время работы, связанные с ожиданием материалов, инструмента, информации, оборудования и т.д., по причине неисправности оборудования, несвоевременного получения необходимых деталей, недостатков планирования и других причин.
Исключаются путем:
  • выстраивания потока – рационального расположения оборудования в соответствии с последовательностью выполнения операций;
  • применения «вытягивающей» системы.
Ненужная транспортировка/перевозка – передвижение деталей и продуктов без необходимости, например с производства на склад, вместо того чтобы сразу отдать детали в работу на следующую производственную операцию.
Исключаются путем:
  • выстраивания потока – рационального расположения оборудования в соответствии с последовательностью выполнения операций. Это позволит свести к минимуму количество перемещений и упростит подачу материалов.
Ненужные передвижения – совершение операторами движений, которые выходят за рамки производительной работы или в которых нет необходимости, например поиск деталей или поиск инструмента.
Исключаются путем:
  • планирования каждого шага оператора (диаграмма Спагетти).
Лишняя обработка – одна из самых неосязаемых видов потерь. Лишняя обработка подразумевает то, что вы выполняете работу сверх той, которую заказывал заказчик.
Исключаются путем:
  • изучения потребности заказчика;
  • составления договора (сметы) с заказчиком.
Дефекты и исправление дефектов – потери, связанные с браком, инспекцией и выявлением дефектной продукции, переделками изделия с целью исправления брака.
Исключаются путем:
  • применения средств визуального контроля;
  • внедрения системы защиты от ошибок «Пока-ёка».


Эксперты выделяют еще один вид потерь:


ПОТЕРИ творческого потенциала - нереализованный потенциал сотрудников (потери идей, навыков, возможностей усовершенствования).

Таким образом, бережливое производство становится своеобразным признаком отраслевого лидерства, что позволяет прогнозировать дальнейший всплеск интереса к этой производственной системе со стороны наиболее динамично развивающихся крупных и средних российских компаний, работающих в конкурентной среде и остро нуждающихся в новых прорывных технологиях организации бизнес-процессов.